Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Она стала результативным снайпером». Стали известны обстоятельства гибели в Украине 24-летней Марии Зайцевой
  2. «Весь мир равнодушно смотрел, как убивают мой народ». Поговорили с чеченским добровольцем из села — символа бессмысленной резни в 90-е
  3. Будет ли январь похож на зиму? Прогноз погоды на неделю с 20 по 26 января
  4. ISW: Россия потратила больше 5 млрд долларов на обучение школьников управлению боевыми дронами
  5. Пойдут ли голосовать и как относятся к выборам? Появилось исследование настроений беларусов — рассказываем главное
  6. В США можно расплатиться долларами 1861 года, а в беларусском банке не хотят менять доллары 2008-го. Почему?
  7. Литва собиралась ввести ужесточения по автомобилям с беларусскими номерами. Но теперь Вильнюс принял новое решение
  8. На свободу вышли 23 политзаключенных
  9. Перед выборами некоторых беларусов заставляют подписывать «официальное предупреждение». Правозащитники опубликовали фото документа
  10. «Увидев, как горит жена, он перерезал горло своим детям, а затем и себе». Рассказываем о самом кровавом лесном пожаре в мировой истории
  11. В Варшаве вынесли приговор поляку, который изнасиловал и убил беларуску Елизавету. Что решил суд


В сентябре 2022 года, когда в России проходила первая волна мобилизации, двое жителей чукотского поселка Эгвекинот, Максим Теюнаут и Сергей Нечаев, решили сбежать из страны, чтобы их не отправили на войну в Украину. На последние деньги они купили бензин и переплыли на лодке Берингов пролив до американской Аляски, а затем попросили в США политического убежища.

Историю Максима и Сергея рассказывает фильм журналистки «Радио Свобода» Юлии Вишневецкой «Чукотка — Вашингтон. История бегства», пишет «Настоящее время».

Максим Теюнаут. Скриншот видео
Максим Теюнаут. Скриншот видео

Поселок Эгвекинот расположен на берегу залива Берингова моря к северо-востоку от Анадыря. На Большую землю выбраться из него можно лишь самолетом или — в сезон навигации — морем.

Когда в сентябре 2022 года в России началась первая волна мобилизации, она докатилась и до далекого чукотского поселка. Убежать от нее в Эгвекиноте было невозможно. Повестки предназначенным к мобилизации жителям не только разносили по домам, но и, если люди пытались уехать, вручали прямо в аэропорту, рассказывают герои фильма. Из возможных путей побега у них оставалось только море. Ближайшее место, куда можно было сбежать из Эгвекинота на небольшой рыбацкой лодке, — остров Святого Лаврентия. Он, хотя и расположен в Беринговом море ближе к России, чем к США, принадлежит штату Аляска.

«Еще год [с лишним] назад, до начала сентября, я не думал, что окажусь здесь [в США], — рассказывает Максим Теюнаут. — Ехать убивать или самому вернуться в пакете домой? У меня военный билет есть. Когда начали ходить по домам с повестками, [те, кого хотели призвать] уже не могли уехать».

«Мне в дверь постучали. Я подошел, смотрю: стоят женщина и двое военкомовцев, — вспоминает Максим о том, как ему принесли повестку. — Зачем я буду дверь открывать? Я ушел вглубь дома спокойно. Лучше дверь не открыть. [На войну] я в любом бы случае не поехал. Зачем? Ехать убивать или самому вернуться в пакете домой? А тех, кто не берет повестки, просто в ментовку, арестовывают».

«Я думал, куда сбежать? Серега — мы с ним в школе одной учились — говорит: „Давай, поехали“. Карту открыли. Нам в школе не говорили, что остров Святого Лаврентия — это обитаемый остров, — рассказывает Максим Теюнаут. — Тут недалеко ехать, в принципе, главное, чтобы погода была».

«Дня три я лодку готовил. Картошки наварили, яйца наварили, лук взяли, курицу вареную, сигареты, чай, кофе. Все было у нас. Бензина много, бочка даже осталась лишняя, — вспоминает он. — Последние деньги у меня остались, 10 тысяч, — давай хоть доллары поменяем. Пошел в «Сбербанк», он не работает. Пошел в «Колыма-банк», там сто долларов на 9 тысяч. А как же по «России», по телевизору говорят: по 60 [рублей за доллар]. Она говорит: «Там тебе что хочешь пускай говорят, там Центробанка курс, а у нас «Колыма-банк».

Максим подчеркивает, что друзья никому не говорили о своих планах: в пограничной зоне России то, что они задумали, было серьезным правонарушением.

«У нас такая система: выезжаешь в море — надо поставить [пограничников] в курс дела. Не поставил, на первый раз предупреждение, второй раз — штраф», — рассказывает он.

Беглецы добрались до ближайшей к острову Святого Лаврентия части Чукотки за бухтой Провидения:

«Мы по карте смотрели, где бухточки, искали, зайти куда. За бухту Провидения мы вышли, там нашли лагунку, тут домик еще, разваленный, с советских времен. Там переночевали. Я утром проснулся пораньше, пошел погулять, смотрю: погода восстанавливается — подготовил лодку. Чай сварил. Серега проснулся, в 10 мы начали собираться, где-то в 12 выехали, — вспоминает Максим историю своего побега. — Чего нам собираться? Вещи в лодку покидали, палатку сложили и поехали курсом на остров».

«Страшно было, что поймают, а так-то чего бояться? — говорит он. — [Пограничники нас не заметили], может, солнце отсвечивало, солнце со стороны моря было».

За несколько часов они преодолели 70 с лишним километров по морю до американской территории. В США, у них, по их словам, не возникло никаких проблем:

«Мы подъехали к острову, смотрю: люди на квадроциклах. Они бульдозером вытащили лодку на берег. Привели в полицейский участок, там же пожарный участок, все вместе. Притащили кучу еды, стол ломится, — рассказывает Максим. — Я им говорю: «Куда столько много?» Пиццу таскали, соки. А мы свою еще еду достали. Им понравился чай с лимоном. Какой-то американец попросил лодку резиновую, у нас с собой была, я ему говорю: «Да забирай». Они такие же коренные, как чукчи, только американские».

Затем Максима и Сергея отправили в Анкоридж, крупнейший город Аляски. Там они три месяца просидели в иммиграционной тюрьме.

«Потом нам говорят: «Давайте поручителя, и мы вас выпускаем». Я говорю: «Какого поручителя?» — рассказывает Теюнаут. — Мне три тысячи [долларов залога] назначили, Сереге — 10 тысяч. Честно сказать, я опешил, не ожидал, что посторонний человек может за нас поручиться».

Поручителем Теюнаута в итоге стал пастор баптистской церкви Роман Митин из города Такома в получасе езды к югу от Сиэтла. Он из украинской семьи баптистов, которых в СССР преследовали за веру, из-за чего они в девяностые годы эмигрировали в США.

Пастор баптистской церкви Роман Митин. Фото с сайта "Настоящее время"
Пастор баптистской церкви Роман Митин. Фото с сайта «Настоящее время»

«Раздался звонок, я поднимаю трубку, мне говорит человек: «Это Роман? Это журналист из газеты «Политико». Есть два парня, которые из Чукотки поехали на Аляску, они сидят в центре содержания под стражей. Могли бы вы за них поручиться как спонсор, забрать?» — рассказывает Роман. — Я говорю: «А чего бежали?» — «От мобилизации». — «Ну, этим точно поможем».

«Одна американка выступила спонсором Сергея, а я выступил спонсором Максима. Мы дали задаток, первого выпустили Сергея, второго Максима. Мы их забрали, поселили, они здесь жили. Максим до сих пор живет», — говорит Роман.

Митин рассказывает, что с 2014 года, когда в его родной Донецкой области Украины начались боевые действия, инспирированные Россией, он не раз оказывал помощь бывшим соотечественникам. А когда Россия начала полномасштабную войну в Украине, члены его церкви, в основном представители украинской диаспоры, начали отправлять Украине помощь, а заодно помогали россиянам, бежавшим от мобилизации.

«У нас в церкви где-то 30/30/30 — русские, белорусы, украинцы, еще из Казахстана наши люди приезжали, — рассказывает Роман. — Дедушка мой был пастор, областной пресвитер в Луганской и Донецкой областях. Ежемесячно были обыски, КГБ к нему приходил, проверял, библиотеку шерстили. Когда я учился в школе в 90-х годах, с двоюродным братом пришли в класс на урок, учительница говорит: «Митин и Петренко, встаньте». Мы встаем. Она говорит: «Баптисты? Даже на тройку не рассчитывайте».

«Мама всегда говорила, что мы уедем в Америку. 10 лет она, наверное, говорила: «Мы однажды уедем». Все долгое время над этим смеялись, а когда пришли документы, все друзья, знакомые плакали, — вспоминает Роман. — И в ноябре 1999 года мы уехали. Я здесь пошел в школу, чтобы выучить язык. В 2003 году меня взяли работать в продажи, продавал моющие пылесосы. Записался в библейскую школу, за два года закончил, в 2006 году вернулся из Калифорнии в штат Вашингтон и открыл церковь».

«Когда началась полномасштабная война в Украине, во многих организациях, где были люди многих национальностей, были конфликты. А у нас было все очень просто, я пришел в воскресенье, говорю: «Ребята, началась война, если мы христиане, мы должны действовать так, как действовал бы Христос. Христос шел туда, где была нужда», — говорит пастор. — Мы деньги отправляли в Украину, генераторы покупали людям. У одних людей из танка дом расстреляли — мы им генератор купили на село».

«Моей крестной, государственному нотариусу в Макеевке, местные люди, которые перешли на сторону России, всунули дуло Калашникова в рот, требовали государственную печать, чтобы они могли переписывать на себя дома, отжимать бизнесы, дома и все это. Это был просто ужас, — рассказывает пастор о своем отношении к войне в Украине и о том, что происходит на его родине. — Пацаны здесь [при церкви в Такоме] жили из Бучи, ужасы рассказывали про российскую армию».

Беглецы на лодке добрались до ближайшей к острову Святого Лаврентия части Чукотки за бухтой Провидения. Скриншот видео
Беглецы на лодке добрались до ближайшей к острову Святого Лаврентия части Чукотки за бухтой Провидения. Скриншот видео

Максим говорит, что в церковь к Роману не ходит, несмотря на то, что пастор помог ему освободиться из депортационной тюрьмы:

«Я в России в церковь не ходил, что я здесь буду? У меня вера языческая, чукчи — язычники. Как все были много лет назад, мы так и остались, — подчеркивает он. — Но есть что-то свыше. Если бумерангом все возвращается, значит, есть что-то. Плохое сделал — бумерангом тебе плохое вернется, хорошее сделал — бумерангом хорошее вернется. Жизнь — она так всегда».