Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Она стала результативным снайпером». Стали известны обстоятельства гибели в Украине 24-летней Марии Зайцевой
  2. «Весь мир равнодушно смотрел, как убивают мой народ». Поговорили с чеченским добровольцем из села — символа бессмысленной резни в 90-е
  3. Будет ли январь похож на зиму? Прогноз погоды на неделю с 20 по 26 января
  4. ISW: Россия потратила больше 5 млрд долларов на обучение школьников управлению боевыми дронами
  5. Пойдут ли голосовать и как относятся к выборам? Появилось исследование настроений беларусов — рассказываем главное
  6. В США можно расплатиться долларами 1861 года, а в беларусском банке не хотят менять доллары 2008-го. Почему?
  7. Литва собиралась ввести ужесточения по автомобилям с беларусскими номерами. Но теперь Вильнюс принял новое решение
  8. На свободу вышли 23 политзаключенных
  9. Перед выборами некоторых беларусов заставляют подписывать «официальное предупреждение». Правозащитники опубликовали фото документа
  10. «Увидев, как горит жена, он перерезал горло своим детям, а затем и себе». Рассказываем о самом кровавом лесном пожаре в мировой истории
  11. В Варшаве вынесли приговор поляку, который изнасиловал и убил беларуску Елизавету. Что решил суд


Недавние высказывания белорусского историка Тимофея Акудовича о Вильнюсе вызвали бурную реакцию в литовском обществе. Акудович через редакцию Delfi попытался объяснить свою позицию и принести извинения жителям Литвы, которых могли задеть его слова.

Тимофей Акудович. Скриншот: YouTube / @mne_toje_ne_nravitsya

5 ноября на белорусском YouTube-канале «Мне тоже не нравится» Евгении Сугак появилось видео беседы выпускницы истфака БГПУ Катерины Водоносовой, сотрудника Варшавского университета Антона Сайфуллаева и историка, а также ведущего передачи «Усы Скорины» на телеканале «Белсат» Тимофея Акудовича о том, «почему белорусы могут назвать Вильню и Варшаву своими, но это не означает мечты о захвате этих городов».

Там Акудович среди прочего высказал мнение: «Для нас важная канцэпцыя таго, што Вільня наша. Як бы гэта важная частка беларускага наратыву. Але не ў тым сэнсе, што мы хочам забраць Вільню ў літоўцаў — гэта глупа». Он добавил, что «Вільня як монаэтнічны горад — гэта не Вільня, гэта фігня нейкая», потому что там «стагоддзямі быў беларускі элемент». Также, по его словам, «прыкольна было б», если бы белорусы захотели попасть в вильнюсские муниципалитеты, «удзельнічаць у палітычным жыцці».

Впоследствии Акудович в Facebook решил уточнить свою мысль. Например, тем, что «нам не трэба пачувацца ў Вільні проста гасцямі, але і не трэба гуляцца марамі, што калі б не Сталін, то горад быў бы на правільным баку мяжы». Позже пост историка, где он отметил, что высказывание получилось некорректным, собрал более 180 комментариев от белорусов и литовцев.

На ситуацию отреагировал депутат Сейма Литвы Аурелиус Верига, который посоветовал белорусам для начала «вернуть себе свою страну», прежде чем претендовать на «Вильнюсский муниципалитет». Заявления Акудовича вызвали критику и других депутатов литовского парламента.

После этого решил высказаться и сам историк, который обратился в редакцию Delfi с объяснениями и извинениями.

Он отметил, что не понимает маcштаб такой реакции на свои слова, но признал, что «сказал обидную глупость».

— Вильнюс — литовский город и столица Литовской Республики. Это константа! А белорусы не претендуют ни на Литву, ни на ее территорию, ни на ее суверенитет, — подчеркнул Акудович.

По его словам, во время дискуссии он имел в виду следующее: для белорусов сейчас правильнее сосредоточиться на том, что они могут сделать «на благо современного Вильнюса — столицы Литвы и древней столицы ВКЛ», в развитие которой в свое время внесли вклад предки белорусов. Однако эти рассуждения прозвучали неудачно.

— Мне очень жаль, что мои нелепые высказывания так сильно затронули литовское общество и вызвали столько негатива. Особенно сейчас, когда Литва так много делает для белорусов. Прошу прощения у всех, кого мои слова обидели, — сказал Акудович и признал, что плохо понимает литовский контекст, в том числе потому, что сам живет в Варшаве.

Историк назвал это не только своей проблемой:

— Непонимание контекста — одна из главных причин роста полностью выдуманной угрозы «литвинизма» в Литве: у нас очень слабая коммуникация между литовским и белорусским медиаполями. Мы не всегда понимаем, что ранит и что беспокоит другую сторону.

Как «литвинизм» стал актуальной темой

Напомним, в августе тема белорусского литвинизма стала актуальной в Литве. Началом дискуссий об этом можно считать публикацию Delfi истории о встрече в вильнюсском баре. Там к офицеру запаса Дарюсу Антанайтису подошел белорус, который утверждал, что Вильнюс — белорусский город.

Позже председатель парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне Лауринас Кащюнас посчитал, что проживающая в Литве белорусская оппозиция должна быть обеспокоена все более заметными проявлениями «литвинизма».

В конце августа высказался и Департамент госбезопасности Литвы. Там считают, что деятельность сторонников литвинизма может усилить межэтническую напряженность в Литве, но не представляет реальной угрозы суверенитету страны.

А в октябре появилось видео якобы от белорусских добровольцев с угрозами и оскорблениями литовцев. В Литве считают, что распространенное в соцсетях видео — информационная атака белорусских и российских спецслужб. Так, в Департаменте госбезопасности страны, который проводит расследование инцидента, пришли к выводу, что ее цель — вызвать недоверие между противниками режима Александра Лукашенко и сблизить их с его сторонниками.