Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Она стала результативным снайпером». Стали известны обстоятельства гибели в Украине 24-летней Марии Зайцевой
  2. «Весь мир равнодушно смотрел, как убивают мой народ». Поговорили с чеченским добровольцем из села — символа бессмысленной резни в 90-е
  3. Будет ли январь похож на зиму? Прогноз погоды на неделю с 20 по 26 января
  4. ISW: Россия потратила больше 5 млрд долларов на обучение школьников управлению боевыми дронами
  5. Пойдут ли голосовать и как относятся к выборам? Появилось исследование настроений беларусов — рассказываем главное
  6. В США можно расплатиться долларами 1861 года, а в беларусском банке не хотят менять доллары 2008-го. Почему?
  7. Литва собиралась ввести ужесточения по автомобилям с беларусскими номерами. Но теперь Вильнюс принял новое решение
  8. На свободу вышли 23 политзаключенных
  9. Перед выборами некоторых беларусов заставляют подписывать «официальное предупреждение». Правозащитники опубликовали фото документа
  10. «Увидев, как горит жена, он перерезал горло своим детям, а затем и себе». Рассказываем о самом кровавом лесном пожаре в мировой истории
  11. В Варшаве вынесли приговор поляку, который изнасиловал и убил беларуску Елизавету. Что решил суд
Чытаць па-беларуску


Белорусская пропаганда любит мрачно описывать жизнь политэмигрантов, часто ссылаясь на то, как сложно белорусам реализоваться в другой стране. Однако даже кардинальная смена профессии за рубежом — далеко не всегда негативный опыт. «Зеркало» поговорило с брестчанином Артемом, который в Беларуси работал водителем, а после эмиграции ушел в творчество — и сейчас пишет музыку и звуки для видеоигр, анимации и рекламы.

Процесс работы саунд-дизайнера. Фото героя материала.
Процесс работы саунд-дизайнера. Фото героя материала

«Трудно представить, что будет в Беларуси в будущем»

Артему 27 лет, сейчас он живет в Грузии. На новом месте белорус хвалит хороший климат, относительно невысокие цены и простую легализацию. С Артемом мы разговариваем по-белорусски: после начала войны в Украине он стал постепенно переходить на родной язык: «У нас есть своя культура и язык, которые нужно беречь. Кто, если не мы? Особенно в то время, когда переписывают историю». С родины он вместе с женой и маленьким ребенком уехал после февраля 2022 года.

— Трудно было тогда представить, что будет в Беларуси в будущем. В принципе, и до сих пор трудно. Кроме того, моя жена — украинка. Ей было особенно сложно, когда из Беларуси летели ракеты в Украину, где ее родители, родственники и друзья, — объясняет мотивы переезда Артем.

До эмиграции Артем около трех лет работал дальнобойщиком. Признается, что в целом работа ему нравилась — «восхищала романтика дальних дорог». Однако после рождения сына в семье начал подниматься вопрос смены профессии. Из-за долгих разъездов Артем пропускал моменты взросления ребенка. От работы сложно было отказаться из-за сравнительно неплохой зарплаты.

— Но когда мы уезжали, надо было решить, чем зарабатывать на жизнь дальше. Получилось так, что пришлось все начинать с чистого листа. Я искал разные курсы и наткнулся на курсы саунд-дизайна. Я даже не слышал такого термина до прошлого года. Но меня это сразу очень заинтересовало, — рассказывает Артем.

Тбилиси. Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Unsplash
Тбилиси. Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Unsplash

«Чтобы зритель слышал звуки и верил, что так и есть на самом деле»

Музыка была одним из юношеских увлечений Артема. В университете он играл на гитаре в группе, писал музыку и мечтал заниматься этим профессионально. Однако сомнения, что в такой творческой профессии удастся хорошо заработать, заставили оставить музыку только как хобби. После обучения, говорит Артем, времени заниматься ею вообще не осталось.

— И вот я нашел курсы саунд-дизайна. Создавать звуки и музыку — это же то, о чем я мечтал! — рассказывает парень. — Да еще и можно реализовать себя в видеоиграх, которые я тоже очень люблю. Я прошел онлайн-курс за два месяца в ускоренном режиме, получил базу навыков в звукорежиссуре, саунд-дизайне, интерактивном аудио.

Звуковой дизайн — относительно новая профессия по созданию звуковых эффектов и музыки для кино и мультимедиа. Артем говорит, что работа таких специалистов часто остается незамеченной зрителями, ведь задача саунд-дизайнеров как раз в том, чтобы создать максимально органичное звуковое оформление картинки. Неважно, кино это или видеоигра.

— Чтобы зритель слышал звуковое оформление и верил, что так и есть на самом деле. Например, возьмем такие знакомые нам вещи, как звуки айфона, мобильных приложений, звуки светового меча в «Звездных войнах», голос робота Валли в мультфильме. Этих звуков не существовало в природе, но ты слышишь и веришь, что оно звучит именно так, — объясняет белорус.

Артем считает, что саунд-дизайн — профессия настолько же творческая, насколько и техническая. Недостаточно просто иметь музыкальный талант, нужно знать физику звуков, как работает их синтез, уметь пользоваться программами для обработки и аудиооборудованием.

— Процесс создания звукового дизайна зависит от задачи. Если это сцена из рекламы, где герой ест чипсы, то моя задача — записать это или подобрать другую звуковую фактуру, — рассказывает парень. — Обработать и добиться того, чтобы это звучало максимально «вкусно» и правдоподобно. Также моя задача — создать соответствующее музыкальное настроение в ролике. А если нужно сделать звук космического корабля или звук перезарядки оружия в игре, в ход идет все, что под рукой: пылесос, столовые приборы, дрель, детские игрушки. Нужно много экспериментировать. Получить результат часто помогают синтез звука и морфинг (комбинирование двух или более звуков).

Процесс работы саунд-дизайнера. Фото героя материала.
Процесс работы саунд-дизайнера. Фото героя материала

«В Беларуси реализоваться в саунд-дизайне было бы сложнее»

Уже во время обучения на курсах Артем искал клиентов. С первым ему повезло быстро — помощь в звуковом оформлении заказал квест-рум в Тбилиси. Но затем наступил период, когда найти новые заказы было сложно. Для работы в сфере саунд-дизайна одних курсов оказалось недостаточно. Не обошлось без страхов и сомнений еще и потому, что эмиграция — сама по себе ситуация непростая. Но Артем уверен, что именно такое положение и вынуждает быстро развиваться:

— Конечно, был страх, что не получится, не найду работу, а надо семью кормить и так далее. Мы с женой работали несколько месяцев без выходных, по очереди, так как надо было быть с сыном. Она — днем, а я — ночью, чтобы поскорее выйти на зарплату.

Артему пришлось много учиться самому, что в итоге открыло для него новые возможности. На сегодня он уже поработал над саунд-дизайном для анимации, рекламы, игр и трейлеров.

— Также повезло поработать в большой игровой студии в жанре horror (ужасов). Специалистов на нашем рынке немного, как и работодателей. Но на западном рынке лучше с этим, индустрия развивается. В последнее время появляется все больше студий и компаний, создающих 3D-видео, различные виды рекламы, контента на Youtube, сериалы, трейлеры. Без работы не останемся, — оптимистично прогнозирует Артем и добавляет, что зарплата в новой профессии выше, чем у дальнобойщика. — А вот фриланс зависит от проекта, количества задач, навыков, опыта звукорежиссера, качества его работы. Ограничений по зарплате нет. Новичку сложно найти клиентов, поэтому придется много работать за дешево, а иногда и бесплатно, чтобы наработать хорошее портфолио.

В ближайших планах у нашего собеседника — устроиться в хорошую игровую студию, чтобы получить больше опыта в этом направлении. В долгосрочных — «поработать над сериалом в жанре ужасов».

— Музыка везде, и с помощью нее и звуков можно управлять чувствами человека. Это уже не только искусство. Часто это используют в рекламе серьезные бренды. Очень интересно, если углубиться в эту тему, — говорит парень.

Спустя почти год за границей Артем все еще скучает по Беларуси. В основном по родным, друзьям и Бресту. Однако возвращаться планирует в свободную Беларусь.

— Реализоваться в моей новой профессии там тоже было бы сложнее. Основная проблема — с разнообразными оплатами. В Беларуси теперь сложно оплатить лицензии необходимого «софта», получить плату за работу, так как некоторые западные фирмы отказываются сотрудничать, пока ты находишься там. Многие фирмы уезжают из Беларуси и релоцируют своих сотрудников, — уверен Артем.