Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Она стала результативным снайпером». Стали известны обстоятельства гибели в Украине 24-летней Марии Зайцевой
  2. «Весь мир равнодушно смотрел, как убивают мой народ». Поговорили с чеченским добровольцем из села — символа бессмысленной резни в 90-е
  3. Будет ли январь похож на зиму? Прогноз погоды на неделю с 20 по 26 января
  4. ISW: Россия потратила больше 5 млрд долларов на обучение школьников управлению боевыми дронами
  5. Пойдут ли голосовать и как относятся к выборам? Появилось исследование настроений беларусов — рассказываем главное
  6. В США можно расплатиться долларами 1861 года, а в беларусском банке не хотят менять доллары 2008-го. Почему?
  7. Литва собиралась ввести ужесточения по автомобилям с беларусскими номерами. Но теперь Вильнюс принял новое решение
  8. На свободу вышли 23 политзаключенных
  9. Перед выборами некоторых беларусов заставляют подписывать «официальное предупреждение». Правозащитники опубликовали фото документа
  10. «Увидев, как горит жена, он перерезал горло своим детям, а затем и себе». Рассказываем о самом кровавом лесном пожаре в мировой истории
  11. В Варшаве вынесли приговор поляку, который изнасиловал и убил беларуску Елизавету. Что решил суд


В последние пару лет белорусские художники и музыканты очень метко отражают в искусстве то, что чувствуют многие. Сначала в связи с событиями в Беларуси, а теперь и с войной в Украине. Один из них — известный художник и дизайнер Владимир Цеслер, чье искусство, благодаря игре контекстов и сопричастности к актуальным событиям, нередко становится вирусным. Сейчас белорус живет на Кипре и ведет непубличный образ жизни. Поговорили с ним о творчестве, его актуальности и роли в тяжелые времена, переезде и изменившемся Минске. В своих рассуждениях Цеслер немногословен, но его замечания, как и плакаты, с одной стороны, передают самую суть, с другой — дают возможность подумать и попытаться прочитать смысл между строк.

«Бывает ощущение бесполезности, если ничего не меняется»

—  В прошлом году вы продали на digital-аукционе работу «Лимончелла». После этого выставляли там что-то еще?

— На самом деле, ее выставлял не я, а мои друзья. Так как я в этом ничего не понимаю, решил пока в этом не участвовать.

— В целом современное искусство, в том числе цифровое, ценится по достоинству?

— Как Бог на душу положит. Наверное, это зависит от того, сколько вложено в рекламу.

— Чем в основном сейчас занимаетесь?

— Заниматься работой нет возможности, потому что для этого нужно оборудование. А у меня его пока нет. Так что занимаюсь всем по чуть-чуть, в основном делаю графику.

— Это можно назвать искусством?

— Как показывает практика, искусством можно назвать все что угодно.

— Вы регулярно публикуете новые работы. Что и кто вас вдохновляет?

— Мое творчество — это отзыв на то, что происходит вокруг, что меня волнует.

— А что волнует больше всего?

— Да все, что происходит вокруг. Это очень широкий вопрос, который мы не раскроем в коротком разговоре.

— Без чего или по каким причинам вдохновение иссякнет?

— Иногда делаешь, чтобы обратить на что-то внимание, но есть ощущение бесполезности занятия из-за того, что ничего не меняется.

— Наверное, ничего не меняется в моменте. Но вклад в какого-то рода изменения или в настроение людей все же есть…

— Я этого не знаю, потому что не вижу глаза зрителей и мало с кем на эту тему беседую.

— Это на вас влияет?

— В общем-то, нет. Каждый художник ведь понимает, что он из себя представляет. Не больше и не меньше. Я давно обратил внимание, что ругают или хвалят больше не за саму работу, а за что-то другое.

Да и рано или поздно ты понимаешь, что это не так важно.

— Важней высказаться?

— Наверное, да. У тебя внутри ведь что-то есть, почему и ради чего ты это делаешь.

«Я мало приспособлен к жизни, а творчество — это то, что получается»

— Вы когда-то говорили, что для того, чтобы привлечь внимание современного человека в искусстве или рекламе, его надо шокировать. До сих пор так думаете?

— Вот не знаю. Сегодня уже мало чем можно шокировать.

— Потому что достаточно шоков в реальности?

— Да, в ней шока как раз больше.

— Чем тогда можно привлечь внимание зрителя?

— На этот вопрос все хотели бы знать ответ. Но я его не знаю.

— Вы обращали внимание, что в вашем творчестве больше всего вызывает отклик у людей?

— Часто это что-то совершенно неожиданное. Бывает, мне думается, что это будет одна работа, а оказывается, что нет — получает больше внимания другая. Сложно предугадать, что произведет впечатление, ведь люди очень разные, у каждого свой темперамент, характер, все по-разному мыслят.

— Как к вам приходят образы, которые потом становятся новыми произведениями? Это какие-то долгие размышления или, скорее, моменты озарения?

— Не думаю, что это связано с долгими размышлениями. Сложно, скорее, найти тему, о которой говорить. А остальное — дело техническое. Когда у меня спрашивают, как у меня это происходит, отвечаю, что я больше ничего не умею делать. Я вообще мало приспособлен к жизни. А мое творчество — это то, что получается. Вот и все.

— У творческих людей голова никогда не отключается, они пропускают через себя все, что происходит вокруг, смотрят на условную лампу и в своей голове объединяют ее с экскаватором. У вас тоже так: вы все время представляете и видите какие-то образы или надо сконцентрироваться, сесть, поработать, чтобы они родились?

— Не надо концентрироваться, не надо работать. Они возникают как-то сразу. Причем это происходит в миллисекунды. Знаете, как тот сон перед пробуждением, о котором говорят, что он длится всего доли секунды, а кажется, что это целое событие, которое длится долго. Так и тут все происходит очень быстро. Но для того, чтобы этот образ потом исполнить — вот это уже рутина: ты ищешь подходящий способ, смотришь, что у тебя есть под рукой.

— У вас есть работы, которые вселяют надежду, есть те, что иронизируют над реальность. Это оптимизм и ирония, которые в вас есть, или вы просто их хотите выразить с какой-то целью?

— Это такой способ мышления. Думаю, он мне достался от моей бабушки.

А еще у меня был приятель Вячеслав Дубинка (белорусский художник и фотограф. — Прим. ред.), который занимался всем на свете: фотографировал, вырезал из бумаги, пробовал себя как писатель и журналист. В его рассказах всегда были надломленные и грустные судьбы, как у человека, с которым судьба обходилась достаточно жестоко. Но говорил он всегда весело и с тонкой иронией. Мне это было очень близко.

— Как думаете, умение смотреть на реальность с иронией облегчает восприятие происходящего вокруг?

— Наверное, да.

«Вернуться в прежний Минск уже никогда не придется»

— Времена сейчас сложные, но, если смотреть в историческом контексте, интересные. Это хороший период для творческого человека?

— Знаете, на этот вопрос тоже многие бы хотели ответить. Я думаю, не для всех, но для некоторых — да. Возможно, некоторые закрываются и не могут в этот период ничего делать. А кто-то — наоборот. Мы видим, что музыканты творят в это время и столько написано интересного.

Если говорить о комфортных условиях, то знаете, как говорят, что художник должен быть голоден. Но многие наоборот говорят, что им важен комфорт. Я не говорю, что должен быть именно полный комфорт, но какие-то минимальные условия для того, чтобы существовать и что-то делать, все же важны.

— Ваша работа сейчас как-то отличается от той, что была в Беларуси, скажем, в «спокойные времена»?

— В общем-то нет, потому что я и здесь мало где бываю. Точно так было раньше, когда мир в основном ограничивался студией. Примерно так же происходит и сегодня. Я вообще никуда не езжу, как редко ездил, когда был дома. Путешествовать — это не самое мое любимое занятие. Для меня поездки — это большой стресс. Когда куда-то еду, всегда хочется из этого места поскорей вернуться обратно.

Но, уехав из Минска, я понял, что вернуться в этот город уже никогда не придется. Я имею в виду то, каким был город, когда я уезжал. Это будет уже другая субстанция, совершенно другой мир, не имеющий ничего общего с тем, каким он был раньше.

— Вас посещают мысли, что можете уже не вернуться домой? Возможно, потому что сами не захотите или просто не сможете.

— Я меньше всего об этом думаю. Нельзя такое загадывать вперед.

— А вообще тянет домой?

— Сейчас нет.

— Когда это прошло?

— Когда многие близкие люди оттуда уехали, когда была потеряна связь с теми, кто там [остался], как и теми, кто в России и Украине.

— Для вас важно, в какой стране жить?

— Вообще-то важно. В месте, где я живу сейчас (на Кипре. — Прим. ред.), слишком жаркая погода. Иногда это душит и мешает.

— Но у вас есть возможность выбрать любую страну мира…

— Ну прямо! Это очень громко сказано. Ничего подобного, никто меня нигде не ждет.

— А если бы выбирали, то какая это была бы страна?

— Наверное, для комфортной жизни нужна страна с климатом, похожим на белорусский.

— Сейчас много творческих людей уехало из Беларуси. Они организуют различные выставки. Такого рода активности вам не хватает?

— Знаете, я к выставкам всегда относился достаточно странно, потому что чаще всего они тебе ничего не приносят. Считается, что люди там что-то покупают. Но ничего подобного. А вот работы часто возвращают в поврежденном виде. Никто за это не отвечает.

Выставки — это некая болезненная для души вещь.

— Как думаете, творчество современных визуальных художников помогает белорусам или украинцам (каждому в своем контексте) находить точку опоры?

— Я этого не знаю, хоть мне и хотелось бы понимать это. Все же мне кажется, что людям сегодня бывает не до этого.

— Вам хотелось бы, чтобы ваши образы были таковыми?

— Я об этом не думал. Когда творишь, скорее, думаешь, согласен будет [зритель] с твоей позицией или нет. Этого достаточно.

«Назад ничего не отвернуть и время не остановить»

— Вы продолжаете следить за тем, что происходит в Беларуси?

— Конечно.

— Как удается улавливать настроения и веяния, особенно для творчества, и не отрываться от ситуации в Беларуси? Это ведь большой риск для всех, кто долго не живет в стране.

— Благодаря интернету мы сегодня видим и слышим все, что происходит, в том числе ужасы. Невозможно оставаться безучастным. Иногда понимаешь бессмысленность того, что делаешь. А бывает — показываешь свое отношение, а кому-то, наверное, это уже не надо.

— Возможно ли закрыть Беларусь от внешнего мира и сделать так, чтобы людям оставалось только смотреть телевизор?

— Можно все что угодно сделать. Когда-нибудь так и будет, возможно, нельзя будет позвонить или никого не пустят [в страну]. Все возможно.

— Если вспомнить ваш образ бчб-флага с загрузкой в 97%, как думаете, она продвинулась дальше, зависла или откатилась назад?

— Если вы о том, победили ли мы, то, конечно, да. В том плане, что назад уже ничего не отвернуть и время не остановить. Можно стараться бесконечно сдерживать [перемены], но рано или поздно все произойдет. Это совершенно понятно.

— То есть белорусы не проиграли диктатуре?

— Нет. Если они (белорусские власти. — Прим. ред.) настолько бесчинствуют, значит, проиграли они, и вот таким образом мстят.

— Сколько происходящее в Беларуси может занять времени?

— Сколько угодно.

— Это звучит пессимистично и на вас не похоже.

— Нет, похоже. Раньше я думал, что вот-вот все закончится, но нет — ничего подобного — это может длиться сколько угодно.

— Еще одна ваша работа, которую вы опубликовали накануне нового года, с надписью «Merry Crisis 2022». Вы предвидели, что принесет этот год?

— Нет. Эта работа создана очень давно. Ей уже лет 20. Просто она остается актуальной каждый год. Так бывает часто: что-то делаешь и рано или поздно приходит время для этой твоей работы.

— А чего вы ожидаете от этого года? Ждете ли чего-то хорошего?

— Постоянное ожидание чего-то — это нормальное состояние человека. Но я довольно скептично отношусь ко всему. Дай Бог, чтобы произошло хорошее. Я просто пока не вижу, как и в какой системе это может произойти.

Для себя лично я никогда ничего большого не хотел. Я никогда не тяготел к накопительству, не видел себя с хорошей машиной, например. Всегда обходился минимумом. Если останется то, что у меня сейчас есть, и слава Богу.